Страницы

Петросян О. П.

Дошку на честь О. П. Петросяна встановлено за адресою вулиця Григорія Сковороди, 79 на фасаді Палацу студентів Національного технічного університету «Харківський політехнічний інститут».


«У Палаці студентів ХПІ у 1980–1996 рр. працював заслужений діяч мистецтв України, професор Петросян Олександр Петрович (1928–1996)».



З історії хорового мистецтва Харкова:

О. П. Петросян – керівник хору Палацу студентів ХПІ


«Оставшись после войны круглым сиротой, он [А. П. Петросян] однажды совершенно случайно познакомился с преподавательницей Харьковского музыкального училища. Преподаватель услышала его голос, когда он пел на улице, зарабатывая себе на кусок хлеба. С помощью этой удивительной женщины он и стал студентом Харьковского музучилища. После его окончания он служил в армии, и там он со своим солдатским хором победил на фестивале самодеятельного творчества в военном округе. Отслужив в армии, он поступил в Харьковский институт искусств, после чего и был направлен на работу в город Краматорск, где руководил хоровыми коллективами управления железной дороги и Новокраматорского машиностроительного завода. Став лауреатом Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, А. П. Петросян был удостоен высокого звания «Заслуженный деятель искусств Украины». Затем он работал главным хормейстером государственного ансамбля песни и пляски "Шахтер", а позднее преподавателем в Таганрогском музыкально-педагогическом институте, откуда и приехал в свой родной город Харьков. Его верным другом и помощником в организационной работе с хором была жена Лидия Петровна Петросян, которая уже в годы независимости Украины стала директором Дворца студентов» [1, с. 136].
«Камерный хор Дворца студентов Харьковского политехнического института был основан в 1951 году. Первым руководителем стал Александр Польшин. Вскоре его сменил молодой, но подающий надежды, студент первого курса консерватории Вячеслав Палкин – легенда харьковской хоровой культуры. Он работал с коллективом до 1977 года. Под его руководством хор поднялся на высокий уровень, выступал на центральных сценах Харькова, в том числе, в Харьковском академическом театре оперы и балета им. Н. В. Лысенко.
В 1980 году руководство ХПИ предложило взять хор под свое руководство заслуженному деятелю искусств Александру Петровичу Петросяну. Концертмейстером был приглашен Леонид Маргариус, выпускник Московской консерватории, известный в музыкальном мире пианист.
Первые репетиции хора прошли в октябре, сразу же после набора состава из студентов младших курсов. Около сотни молодых людей, большей частью без музыкального образования, постигали основы пения и музыкальной грамоты. Одним из первых произведений в репертуаре стал "Dies Irae" из "Реквиема" Моцарта.
<…> А. П. Петросяну за короткое время удалось поднять исполнительское мастерство хора практически до профессионального уровня. С весны 1981 года хор принял участие в ряде праздничных концертов. Хор приглашают участвовать в сводных концертах города наряду с ведущими коллективами Харьковской филармонии, театра оперы и балета, консерватории. Сольные концерты хора проходили с неизменным успехом на лучших сценах города. В наследии коллектива — записи на Харьковском телевидении и на Всесоюзном радио.
<…> В 1984 году коллектив получил звание народного, а в 1985 году участвовал в XII Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве. Была подана заявка, прослушаны произведения и получено приглашение на фестиваль. Поездка получилась яркой и насыщенной: в течение месяца в рамках фестиваля харьковчане знакомились и общались с творческой молодежью из разных стран, записывались на главной музыкальной студии страны. По итогам фестиваля хоровой коллектив ХПИ получил почетное звание дипломанта.
С 1983 по 1987 год хор выезжал для участия в различных фестивалях в республики СССР и за границу (Польша), принимал в Харькове хоровые коллективы из других республик (Грузия).
В феврале 1987 года на съезде комсомола Украины хору ХПИ было присвоено звание Народного» [1, с. 131–132].

Зі спогадів учасника хору Володимира Гущіна:
«Мне, как и многим восьмидесятникам, посчастливилось во время учебы прийти во Дворец студентов и стать участником хорового коллектива, руководителями которого тогда были Александр Петрович и Лидия Митрофановна Петросян. Большая удача — встретить на своем пути таких ярких, творческих, одержимых, любящих свое дело людей. И это понимание, как и огромная им благодарность, за ту оставленную частичку себя в нас, продолжает согревать наши сердца и поныне. Я уверен, что если бы не было этой встречи — мы пропустили бы что-то очень важное, влияющее на всю нашу последующую жизнь, событие! А тогда, еще совсем "зеленые", некоторые даже по принуждению, собирались на репетиции и усаживались поудобнее в скрипучие деревянные кресла, и начиналось чудо! Мощная лавина энергии! Магнетизм! Творческая требовательность и целеустремленность! Все это через музыку вливалось в наши умы, сердца и мы становились полностью подвластны лишь одному — назовите это как хотите — гению, таланту, харизме того человека, который стоял перед нами с дирижерской палочкой! После такого равнодушным к этому искусству оставаться было трудно, влюблялись раз и навсегда!
Хор — это не только разучивание и исполнение музыкальных произведений, а как целая жизнь, объединяющая людей со схожими интересами, где растут, воспитываются, укрепляются и продолжаются общие человеческие ценности — так думали, говорили, видели в этом основной смысл своей деятельности, наши любимые руководители, учителя и наставники!
Может именно поэтому, спустя много лет у всех, кто прошел через этот коллектив, сохранился какой-то особый дух единения с прошлым и родственное отношение друг к другу, пронесенное сквозь время!» [1, с.133].

Джерела
1. Дворец студентов ХПИ. 50 лет. Дом, где зажигаются сердца: к 50-лет. годовщине открытия Дворца Студентов Нац. политехн. ун-та «ХПИ» / Нац. техн. ун-т «Харьк. политехн. ин-т». – Харьков : АССА, 2013. – 256 с.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий